Морские глубины издревле манили человека своей неразгаданной тайной — как и их обитатели, поэтому рыба естественным образом проникла в культуру, культурологию, философию, религию и изобразительное искусство. Как же рыба, холст и масло встретились не только за обеденным столом, и что же символизируют дары моря?
С алтаря — на стол
У древних народов рыба олицетворяла стихию воды (что естественно), а также выступала образом зарождения жизни: удивительно, как наши предки предвосхитили схожую современную теорию появления на земле живых организмов. Рыбный орнамент, украшения в форме рыбьей чешуи вы встретите в музейных выставках различных культур — от древнегреческой до народов Центральной Азии, причем у последних рыба ассоциировалась с богатством и плодородием. В древности в Китае изображение рыбы являлось символом изобилия ; в буддизме она обозначала "свободу от всех ограничений", благодаря своей быстроте и способности свободно перемещаться. Изображение рыбы является одним из перерождений Будды.
Язычество сменило христианство, но рыба своих позиций в мировоззрении человека не утратила — и стала одним из главных древнехристианских символов: на мозаиках сохранившихся до наших дней храмов можно увидеть характерные рисунки хвостатых обитателей глубин. Постепенно рыба пришла и в живопись — и это были совсем не натюрморты.
О красоте, жизни и смерти
Пожалуй, самые загадочные образы рыбы, которые не могут истолковать до конца до сих пор — на полотнах Иеронимуса Босха, например, его триптих «Сады земных наслаждений» не обошелся без рыбоподобных существ. Питер Брейгель иллюстрирует картинами с рыбой фламандские пословицы: например, сюжет, где мужчина жарит рыбу, означает «Жарить селёдку, чтобы поесть икры» - то есть сорить деньгами. К сожалению, не все поговорки дошли до наших дней, и многие полотна Брейгеля остаются неразгаданными — в том числе и на рыбные темы.
Говоря о рыбе в искусстве, нельзя обойти стороной Джузеппе Арчимбольдо, который изобразил водную стихию в женском портрете «Вода»: он целиком состоит из морских обитателей, украшенных кокетливой ниткой жемчуга — еще одного подарка океана.
Постепенно рыба утратила свое сакральное значение и стала восприниматься исключительно как продукт питания — и плавно переплыла на более понятный и приятный глазу современного человека натюрморт. Фламандский художник Франс Снейдерс в серии картин «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем» изобразил композиции, где обязательно присутствует рыба — причем по соседству с фруктами и дичью, например.
Не пропускали «рыбную» тему и художники XX в.; в их числе участники группы «Бубновый валет». Красные рыбки в банке плавают на одноименной картине Анри Матисса; мистикой и тайной наполнен водоем с рыбами на полотне Николая Рериха «Заклятие. Терафим».